главная страница

среда, 28 марта 2012 г.

РАБОТА ДОМА - ОПАЛЕННОЕ ДЕРЕВО

Еще издавна человек,насколько он помнит себя,старался сделать свое жилище уютным и красивым.Еще живя в пещере,первобытный охотник рисовал на стенах фигурки людей и животных.Первым инструментом у него был каменный скребок,а полотном служили гранит и базальт.Потом в ход пошли иные материалы,такие как кость,дерево,шерсть,глина,металл стекло,камень и даже травы болотные.В наших музеях сохранились удивительные образцы народного искусства: чеканные,литые,кованные,гравированные,филигранные изделия из металла,резное дерево,керамическая посуда и скульптура,узорные циновки,расписные ткани,вышивка.

Таблички у этих экспонатов расскажут нам,где,когда,кем и из какого материала изготовлены эти изделия.Начнем с опаленного дерева.В многометровой толще культурного слоя археологи находят обуглившиеся и как бы законсервировавшиеся деревянные чаши и ковши,остатки утвари.Огонь,разрушивший город,сберег для потомков эти бесценные свидетельства старинного быта.

Сохраняющие свойства огня и дыма человек узнал давно.
И в настоящее время,при установке деревянных столбов для ворот и забора,один конец столба обжигается,а потом закапывается в землю.Смолистые вещества,находящиеся в дыме оседали на стены и потолок по черному топившихся изб,впитывались в поверхностный слой древесины и так же предохраняли ее от гниения.

Часто на обугленном или закопченном дереве проступала фактура дерева,образуя естественный красивый узор.Люди заметили это и стали украшать бытовые предметы из дерева ,используя огонь и дым.Еще совсем недавно мастера,стараясь украсить свои изделия,подкапчивали поверхность расписных подносов "под черепашку",а светлые деревянные сундуки "под мрамор",ларцы и шкатулки "под малахит".Для этого дерево предварительно окрашивали светло-коричневой,белой или зеленой краской,масляной или клеевой.

По сырой еще поверхности,немного наклоненной,проводили пламенем свечи,которое оставляло легкую полупрозрачную полоску.В зависимости от наклона поверхности,величины пламени,скорости движения свечи получался след,различный по ширине и плотности.Он прочно соединялся с грунтом и под слоем накладываемого затем лака довольно хорошо воссоздавал нужный эффект.

Копотью можно обогатить и разнообразить мало интересную по текстуре древесину лиственных пород - березы,осины,липы.Выточите из дерева корпус шариковой ручки и не останавливая вращения проведите под ним пламенем.Изделие
приобретет необычный рисунок из поперечных,как бы накладывающихся друг на друга полосок.Остается закрепить слоем лака.

Токарные изделия можно подкрашивать трением,при котором развивается большая температура.На солоницах,чашках,подставках,когда их выточат,нередко выжигают трением пояски.Чтобы нанести темные кольца,возьмите брусочек дерева более твердой породы,чем то,которое вы обрабатываете(например дуба,бука или березы) и приложите узкой стороной к вращающемуся в станке изделию.От трения на изделии обугливается тонкий поверхностный слой,он и дает красивый темно-коричневый цвет.Пояски красного цвета получаются,если прикладывать кусочки сургуча.

Чередуя темные и красные пояски со светлой поверхностью древесины,можно добиться очень разнообразных и красивых ритмов,подчеркивающих особенности формы каждого токарного изделия.Но еще хочу напомнить об одном,мало применяемом теперь способе выжигания нагретыми штампиками,которые делают из брусков железа,обрезков толстостенных труб на торцевой части которых вырезают рисунок.

Сейчас,правда,распространилось выжигание электроиглой,но этот способ дает четкий контурный рисунок.А вот если воспользоваться способом выжигания штампиками,то это совсем другое дело.Здесь вы можете создавать различные по тону декоративные композиции на простых бытовых изделиях.Вы можете делать на изделии всевозможные комбинации из ромбиков,звездочек,полосок и т.д.,все будет зависеть от Вашей фантазии и художественного вкуса.

Можно менять температуру нагрева штампиков и тогда один узор будет темнее,другой светлее,но в целом вещь становится живописной по цвету,В ней больше видна привлекающая всех рукотворность.Ведь каждый мастер всегда может узнать свое изделие.Еще можно для обработки древесины применить способ обработки паяльной лампой.Для использования этого метода пригодны мягкие породы древесины с хорошо выраженным рисунком годовых колец-сосна,ель.

Перед началом обжига изделие на несколько минут опускают в раствор медного купороса,который впитывается в мягкие слои древесины.При обжиге изделия обгорают мягкие слои древесины,твердые  же почти не обгорают.Получается выразительный рисунок со светлыми линиями на темном фоне.

Можно не пропитывать изделие медным купоросом,но тогда разница в цвете получается только из-за разной плотности мягких и твердых частей годовых слоев,поэтому текстура не будет так ярко выражена.Деревянное изделие после обжига тщательно протирается ветошью,а если небходимо,то в начале обрабатывается мелкозернистой наждачной бумагой.Способом обжига можно украшать любое деревянное изделие: токарные и резные скульптуры,браслеты,бусы,резные подносы и даже мебель.

Единственное,что надо хорошо усвоить,не беритесь сразу за сложные изделия,а переходите к ним тогда,когда вы наберетесь опыта,освоите метод изготовления.И второе: при работе с паяльной лампой и вооще с огнем СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.Прочтя эту статью ,если это Вас не затруднит,оставьте свой комментарий,чтобы мне ориентироваться,нужно это людям или нет.


Комментариев нет:

Отправить комментарий