главная страница

понедельник, 2 апреля 2012 г.

РАБОТА ДОМА - РЕЗЬБА ПО КОСТИ

Многие археологические экспедиции в своих раскопках находят изделия
из кости.На Чукотке и в Сибири нашли резные изделия из кости,
относящиеся к началу нашего века.Это говорит о том,что человек
давно начал заниматься резьбой по кости. Основные промыслы художественной             обработки в северных районах,
где находились основные места добычи кости мамонтовой и
моржовой.Знаменитые промыслы Тобольские,Холмогорские и Чукотские
бережно сохраняют и развивают старинные традиции
искусства резьбы по кости.

Основным сырьем для производства резных изделий из кости является
так называемая ЦЕВКА-трубчатая кость крупного рогатого скота.Ее
природная цилиндричкская часть дает возможность вписывать в нее
фигурки различных животных,а порой wrkst сценки из народных сказок.

ЦЕВКА- это доступный и хорошо поддающийся обработке материал.Но
прежде чем приступить к обработке, необходимо произвести с костью
определенное количество действий:
1.Распилите кость,чтобы удалить костный мозг.
3.Выварите кость в течение нескольких часов,добавив в воду немного
пищевой соды.
4.Отбелите кость в растворе перекиси водорода(гидроперите).которая
есть в любой аптеке.На 200 граммов горячей воды достаточно 2-3х
таблеток гидроперита.Подержав около суток в таком растворе, кость
приобретает белый цвет
5.Из отбеленной кости делаем заготовки,размеры их зависят от того,
какое изделие Вы задумали.Распилить кость можно столярной
лучковой пилой,ножовкой с зубьями средней величины,медицинскими
пилками.Во время распиливания пилу необходимо обязательно
смачивать мыльной водой мли машинным маслом.

Если нужно заготовить тонкие пластинки для ажурной или рельефной
резьбы,распиливайте кость вдоль слоев.Пластинки, распиленные поперек
слоев,со временем покрываются сетью трещин и портят работу.
Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают косарем-большим и
тяжелым ножом.

Им делают сколы,параллельные слоям или же под большим
углом к ним.Для изделий,имеющих в основе тела вращения,заготовки
вытачивают на станке. Ведь именно хорошие и удобные
инструменты предопределяют успех.Для грубой обработки--косарь,
наборы стамесок и рашпилей.Для выполнения ажура--лобзик,надфили,
сверла,втиральники,клепики.

Изготовить втиральник можно из стальной спицы.Отожгите ее,затем
надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова закалите.Готовые
втиральники насадите на деревянные ручки.Клепики тоже изготовьте из
стальной проволоки,расплющив ее на конце и придав различную форму.Затачивают
клепики так,чтобы рабочие части имели острые фаски.Резьбу выполняют
с помощью резцов--штихелей.Штихели для гравировки по металлу можно
с успехом использовать и для цевки,твердость которой невелика.

Штихели- для начала хотя бы трех основных видов можно сделать и
самому.Грабштихель-резец,имеющий в сечении треугольник,квадрат,ромб
или прямоугольник применяется для гравирования тонких линий.
Болтштихель--резец с сечением круга,овала,полукруга или полуовала.
Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции.Болтштихель и
флахштихель применяются для обработки плоских и прямолинейных
поверхностей различной конфигурации.

Для резцов подходит углеродистая сталь У-6,У-7 или У-10.Обточенную
заготовку резца закалите, нагрев до красна(примерно до 800 градусов),после
чего опустите ее в машинное масло или воду.Закаленный штихель
становится излишне хрупким,поэтому его следует отпустить.Для этого
поместите штихель над слабым огнем,внимательно наблюдая за цветами
побежалости.Доведя металл до соломенного цвета ,охладите его в воде.
При отсутствии углеродистой стали хорошие резцы можно изготовить из
надфилей различного сечения.

Режущую часть штихеля заточите под
углом 45-30 градусов.Заточку всех резцов и правку их во время
резьбы выполняйте только со стороны торца.Рукоятки выточите из
древесины березы или бука.На рукоятку набейте металлическое кольцо.
Чтобы удобно было держать штихель,рукоятку сколите сбоку,как
показано на рисунке.Резец посадите так,чтобы скол оказался внизу.
Для гравировки по кости служит коготок,форма его изображена на
рисунке.

                     О Б Р А Б О Т КА   К О С Т И
Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы:ажурную,
(на проем),рельефную,объемную и гравировку.изделие может быть
выполнено выполнено как одним из этих способов,так и сочетанием,
например,объемной резьбы с гравировкой,ажурной резьбы с рельефной
и т.д.

Характерная черта ажурной резьбы-сквозной фон,который делает резьбу
похожей на тончайшее кружево.Заготовленную для ажурной резьбы
пластинку выровняйте напильником и зачистите мелкой шкуркой,
добиваясь гладкой поверхности.Рисунок с эскиза ,разработанного
заранее,переведите на пластинку припорохом.Делается это так : линии эскиза
проколите шилом,расстояние между проколами 3-4 мм.

Из двойного слоя марли сделайте тампон,наполните его темной сухой
краской.Эскиз наложите на пластинку и легкими ударами тампона
нанесите на него краску.Проникая через отверстия,краска образует на
кости пунктирный рисунок,который для четкости можно обвести простым
карандашом.Чтобы во время работы карандашный рисунок не стирался,
зафиксируйте его быстро сохнущим лаком.

В участках,которые предназначены для выпиливания,просверлите
отверстия под пилку лобзика.Выпилив полностью все участки фона
сквозного,подработайте их надфилями и втиральниками.Стамесками и
штихелями придайте ажурной пластине требуемый рельеф.Тонкую и
окончательную моделировку деталей делайте клепиками.Под готовую
ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу,бумагу,ткань.
Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины.Приклеить
кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природной формы ЦЕВКИ
Стенки ее сравнительно тонкие и не дают возможности сделать фигурки
достаточно объемными.Поэтому скульптурные миниатюры из ЦЕВКИ чаще
всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фоном,выполненный
на цилиндрической поверхности.

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур.
Стамеской выполните грубую обработку,затем проработайте детали
напильниками и штихелями,добиваясь пластической выразительности.
Помните,что объемная резьба наиболее сложна,она требует навыков,
которые приобретаются кропотливым трудом.Прежде чем приступить к
выполнению объемной резьбы ,полезно поискать окончательное решение
делая эскизы из белого пластилина.

Техника обработки рельефной резьбы и меет много общего с ажурной.
На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте
лаком.Выберите фон на нужную глубину стамесками и штихелями.
Выступающим частям рельефа придайте округлые формы.В заключение
проработайте мелкие детали.

При желании готовую работу можно окрасить.Самый распространенный
краситель--крепкий чай,придающий кости золотистый оттенок.
Желто-соломенной становится кость в настое шафрана,красно-коричневой
в отваре листьев щавеля,кора черной бузины-оливково-зеленой,
цветы зверобоя-красный,листья крапивы-зеленый,кора крушины-желто-
зеленый,дубовая кора-коричневый,луковая шелуха- золотисто-желтый.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка.Поверхность
процарапайте по рисунку коготком.Гравировать можно и грабштихелем,
дающим тонкую линию.Затем натрите гравировку цветными карандашами.
Вместо карандашей можно применить масляные краски.Сотрите краску с
гладкой поверхности,чтобы она осталась только в процарапанных
углублениях,четко выявляя рисунок.

Чаще всего для подцветки
гравировки применяют красную,коричневую и черную краску.
Поверхность кости,предназначенной для гравировки,должна быть
идеально отполирована.Всякие мелкие малозаметные царапины при
натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку.

Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачкой,затем отполируйте
тонко молотой пемзой или зубным порошком.Резную кость нередко
используют как декоративную накладку на изделия из других
материалов.Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная
кость в сочетании с ценными породами древесины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий